ІV. НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем.
В социальной сфере особое внимание следует уделить следующим направлениям.
Первое. Повышение качества образования.
В нашей стране до сих пор не разработана эффективная методика учета баланса трудовых ресурсов.
Фактически отечественная система подготовки специалистов оторвана от реального рынка труда.
Около 21 000 выпускников школ ежегодно не могут поступить в профессиональные и высшие учебные заведения.
Эта категория молодых людей пополняет ряды безработных и маргиналов. Многие из них попадают под влияние криминальных и экстремистских группировок.
Мы должны перейти к политике профориентации на основе выявления способностей учащихся.
Эта политика должна лечь в основу национального стандарта среднего образования.
Спрос на специалистов технической сферы в нашей экономике очень высок, однако возможности отечественного образования недостаточны. Предприятия вынуждены приглашать соответствующих специалистов из-за рубежа. Нам нужно незамедлительно исправить ситуацию.
Растет разрыв в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами.
Основная проблема – дефицит кадров квалифицированных педагогов на селе.
Поэтому следует расширить сферу действия программы «С дипломом – в село» и продолжить работу на новом уровне. Поручаю Правительству со следующего года довести финансирование данной программы до 20 млрд. тенге.
Необходимо отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах.
Поручаю Правительству разработать Дорожную карту по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Правительство и акимы должны также обеспечить таким детям возможность посещать кружки, центры и летние лагеря.
Отдельно хочу остановиться на качестве высшего образования.
Лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает 60-процентный уровеньтрудоустройства своих выпускников.
Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о сокращении числа таких учебных заведений.
Не секрет, что есть университеты, которые вместо качественного обучения занимаются продажейдипломов.
Ликвидировав их в первую очередь, мы должны направить все наши усилия на повышение качества образования.
Еще одна проблема, связанная с образованием, – это неравномерное финансирование и неэффективность действующей системы управления в регионах.
Необходимо перенести функции управления образовательными учреждениями и бюджетного администрирования с районного на областной уровень.
Необходимо ввести особый порядок финансирования для каждого уровня образования.
Еще один актуальный вопрос – это проблема качества учебников.
Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства.
Эти меры не дадут эффекта, если мы не улучшим социальное положение учителей и преподавателей.
Поэтому я на Августовской конференции поручил в течение предстоящих четырех лет повысить заработную плату учителей в два газа. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25 %.
Особого внимания требует ситуация в науке. Без нее мы не сможем обеспечить прогресс нации. Другое дело, насколько качественна и эффективна наша наука?
Правительству следует рассмотреть данную проблему под углом зрения повышения уровня научных исследований и их применения на практике.
Copyright © BenchMark Consulting 2018-2025. Все права защищены