Министерство финансов разработало ряд новшеств в системе государственных закупок. Так, предпринимателя, не согласного с результатом конкурса, могут обязать заплатить за возможность подать жалобу. При удовлетворении жалобы деньги будут возвращены их владельцу, в противном случае - зачислены в бюджет.
Об этом и других не менее любопытных новшествах законопроекта о госзакупках в среду на брифинге в правительстве рассказал вице-министр финансов Руслан БЕКЕТАЕВ.
Обжаловать результат госзакупки можно на веб-портале. По словам вице-министра, за 7 месяцев этого года поступило 17 тысяч жалоб. Для сравнения: в 2014 году - около двух тысяч.
- Данный рост связан в том числе с появлением профессиональных жалобщиков, для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок, - заявил Бекетаев. - Неограниченный доступ к системе обжалования приводит к нарушению прав третьих лиц: заказчик и победитель несут убытки вследствие задержки исполнения контракта.
Для решения этого вопроса Минфин инициировал поправки в закон о госзакупках, предусматривающие введение платности жалоб. По словам замглавы ведомства, опыт взимания платы за подачу жалоб в сфере госзакупок широко применяется в странах Европейского союза, Армении, Грузии и на Украине.
Точную сумму, которую планируется взимать с жалобщиков, Минфин еще не определил. Но для примера Руслан Бекетаев привел опыт Грузии, где за подачу жалобы взимают 2,5 процента от суммы договора закупа.
Наряду с этим Минфин разрабатывает новую модель централизации госзакупок. По словам вице-министра, сегодня в Казахстане насчитывается 25 тысяч заказчиков, больше половины из которых - организации образования, здравоохранения, культуры, спорта. Данные учреждения не имеют специальных структурных подразделений по проведению госзакупок, поэтому соответствующие функции возложены на бухгалтеров, а ответственность несут директора школ и главные врачи.
- Учитывая, что на них возложены несвойственные функции по проведению госзакупок, это влечет ряд негативных последствий. В этой связи назрел вопрос усиления действующей системы централизованных закупок. Предлагаемая нами модель предусматривает передачу основных закупок единым организаторам на республиканском, областном и районном уровнях, - сообщил Бекетаев.
Такая мера, отметил он, приведет к снижению количества закупщиков с 25 тысяч до пятисот и, соответственно, к облегчению антикоррупционного контроля, а самое главное - освободит от несвойственных функций учителей и врачей.
Одной из серьезных проблем в системе госзакупа, как признал вице-министр, являются закупки из одного источника.
- Для решения данного вопроса с 1 января 2019 года исключена возможность заключения договора из одного источника по несостоявшимся закупкам. Теперь заказчики обязаны проводить госзакупки повторно. Как результат, с начала этого года наблюдается резкое уменьшение доли госзакупок из одного источника по несостоявшимся закупкам: с 51,3 процента в 2018 году до 7 процентов за
7 месяцев 2019 года, что привело к экономии по итогам госзакупок в сумме 283 млрд тенге, - сообщил Руслан Бекетаев.
Однако, подчеркнул он, несмотря на принимаемые меры доля одного источника по малозначительным закупкам товаров, не превышающим 100 месячных расчетных показателей, и работ и услуг, не превышающим 500 МРП, составляет 306 млрд тенге, или 11 процентов от общей суммы закупок. При этом заказчики для этих целей зачастую искусственно дробят на лоты товары, работы и услуги, посетовал замминистра.
В этой связи в новых поправках в закон о госзакупках предлагается внедрить новый конкурентный способ закупок через интернет-магазин, посредством которого можно будет приобретать мелкие товары.
Помимо этого Минфин для ускорения процесса закупок планирует внедрить новый способ - конкурс с использованием так называемых рамочных соглашений, который позволит осуществлять закупки в среднем до 3-5 дней вместо 45 дней, в течение которых, как правило, длится открытый конкурс.
Как отметил Руслан Бекетаев, в странах Европейского союза рамочные соглашения широко применяются. В основном они используются для приобретения часто закупаемых товаров и услуг, например канцтоваров, бензина, продуктов питания, услуг автотранспорта.
Copyright © BenchMark Consulting 2018-2024. Все права защищены