Меню KDT
«Жастар және дін»

Бірыңғай ақпараттық күн аясында Солтүстік Қазақстан облысы, Қызылжар ауданы, Бескөл ауылы «Парасат» мектеп-лицейі оқушылары мен қызыметкерлері арасында  «Жастар және дін» тақырыбында   ақпараттық сағат туралы  ақпарат.


Доклад на тему "МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ"

 

Согласно официальной статистике сегодня удельный вес молодёжи в республике в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,5% от общей численности всего населения, или более 4,5 млн. человек.

Религиозная ситуация в молодежной среде характеризуется следующим.

Во-первых, в последние годы отмечается активный рост интереса молодежи к духовным традициям вообще, к религии – в частности. Прослеживается рост динамики религиозности молодежи. Данные социологических исследований показывают, что если в 2003 г. в республике доля назвавших себя «религиозными людьми» молодых людей составляла 38,7%, то по результатам 2013 г. – 73,9%. То есть, за 10 лет процент религиозности молодежи практически удвоился.

Если говорить о нашей области, то по данным социологического исследования, проведенного в августе-ноябре прошлого года общественным объединением «Гасыр», уровень религиозности молодежи (г.г.Степногорск, Атбасар, Жаксы) довольно высок: 85% из числа опрошенных относят себя к верующим, 15,7% из которых - к практикующим; 70,2% - к умеренным и только 15% отрицают религиозность (агностики – 0,2%, неверующие – 12,5%, затруднившиеся с религиозной самоидентификацией – 1,7%, противники религии – 1,0%). Примечательно, что наиболее высокие показатели религиозности отмечены среди жителей Жаксынского района и г.Атбасар.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе религия в жизни большинства молодых людей играет значимую роль, при этом отмечается ее позитивное влияние на мировоззрение молодежи, восприятие социальной действительности. Как правило, верующие (вне зависимости от глубины своей религиозности) демонстрируют более позитивное отношение к жизни, отличаются терпением, ориентацией на семейную жизнь, здоровье и социальное благополучие. В качестве позитивной тенденции можно отметить то, что качество и степень религиозности молодых людей имеют высокую степень взаимосвязи с культурой и традициями общества и семьи, а также тесно связаны с религиозностью их родителей. По мнению 70% опрошенных, подлинная религиозность заключена в рамки этно-культурной идентичности и передается из поколения в поколение.

Тем не менее, более детальный подход, сопряженный с анализом того, что вкладывает сама молодежь в понимание религиозности, делает очевидным, что речь скорее идет о намерении, стремлении быть религиозными. Так, значительная часть молодежи, относящей себя к числу верующей, ограничивается стремлением жить по некоторым религиозным правилам и редким посещением религиозных сооружений.

Детализация уровня религиозности молодежи в зависимости от качественных параметров и глубины веры позволяет отметить, что доминантой в молодежной среде Акмолинской области выступает пассивная религиозность, для которой характерно неполное исполнение религиозных предписаний и минимальный уровень участия в жизни религиозной общины.

О доминировании пассивной религиозности также свидетельствует иерархия ценностей опрошенных. Выяснилось, что большинство молодых людей при принятии жизненно важных решений руководствуются семейными и личными интересами. Лидером опроса стали «семейные ценности» (которые отметили 84,1%), далее следуют «здоровье» (82,9%), «Родина» (72,2%), «образование» (71,3%), «друзья» (70,4%), «интересная работа» (69,2%), «романтические чувства» (67,1%), «материальное благополучие» (64,7%), «возможности приносить пользу обществу» (63,3%), «возможности реализовать свои способности» (60,2%), «карьерный рост» (59,2%). О важности «религии» заявили 55,1% респондентов, причем религиозные ценности, даже не вошли в число десяти основных приоритетов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть молодежи не имеет достоверных и авторитетных источников получения информации по вопросам религии. Ведущие позиции здесь занимают СМИ (в первую очередь, телевидение) и близкое окружение (друзья, родственники и т.п.), что позволяет говорить о высокой вероятности искажения информации, поступающей к реципиентам посредством избирательности и клиповости предоставления материалов. В отношении нетрадиционных религиозных объединений население чаще всего руководствуется общепринятыми стереотипами и оценочными суждениями других людей. Вызывает тревогу, что в качестве источников информации практически не фигурируют учебные заведения (преподаватели, лекторы), информационно-пропагандистские группы, государственные органы (организующие большое число мероприятий различного характера).

Тем не менее, около пятой части молодых граждан косвенно или прямо симпатизируют деятельности радикальных религиозных течений. Они считают, что молодежь, вовлекаемая в деятельность подобного рода организаций, ищет лучшей для себя доли, справедливости. 1,7% молодых граждан придерживаются точки зрения о том, что под влияние радикальных религиозных течений молодежь попадает вследствие религиозной безграмотности или от безделья.

В этом контексте стоит отметить, что молодые граждане страны могут быть легко втянуты в те или иные религиозные секты деструктивного толка. Причиной чего являются не только причины объективного характера (юношеский максимализм, духовный поиск), но отсутствие или неэффективность мер, связанных с информационной безопасностью, когда в обществе может быть легко распространена любая информация религиозного характера.

Хотелось бы обратить внимание на следующие результаты и тенденции, выявленные в ходе исследования:

1)число верующих среди молодежи превысило 85%, но при этом большинство опрошенных ориентировано на пассивные формы проявления религиозности;

2)низкий уровень информированности об исповедуемой ими религии, (лишь 16,9% назвали собственную информированность хорошей), при этом лишь немногие указали на официальные источники информации и роль уроков религиоведения в школе и вузе;

3)опрошенные в качестве тревожных факторов отмечают опасность различных религиозных сект (треть респондентов) и распространение религиозного экстремизма (четверть респондентов);

4)дифференциация и даже поляризация отношения к религиозности сверстников (17,8% опрошенных положительно относятся к «глубоко» верующим молодым людям, а 12,3% - отрицательно);

5)наиболее тревожным можно считать отход почти пятой части молодежи от светских ориентиров: 18% респондентов поддерживали превращение страны из светского в исламское государство, живущее по законам шариата.

В целом, несмотря на наличие вызывающих беспокойство факторов, указанных выше, можно отметить ориентир молодежи Акмолинской области на светские модели поведения, поддержку государственной политики в сфере сохранения стабильности и межконфессионального согласия, отрицательное отношение к радикальным и деструктивным течениям.

Следовательно, чтобы предотвратить возможное вовлечение молодежи в секты, носящие деструктивный характер, в первую очередь необходима разработка и реализация мер системного характера, связанных с воспитанием молодых людей, начиная со школьной семьи до (и включая) студенческого периода, сюда входит не только религиозное образование, но, в целом, меры, способствующие социализации, самореализации молодых граждан страны.

Во-вторых, в последнее время как во всем мире, так и в нашей стране наблюдается тревожная тенденция активного вовлечения молодежи и несовершеннолетних в деструктивные религиозные организации. Религиозные радикальные силы стали целенаправленно вовлекать в свои ряды именно молодежь. В этой связи, молодые люди все чаще стали попадаться в хитро устроенные идеологические сети преступных элементов, в том числе – со стороны международных экстремистских субъектов. По сути, стало происходить укрепление деструктивных организаций молодыми, полными сил и энергией людьми.

В-третьих, в результате активного влияния деструктивных организаций религиозность молодежи стала характеризоваться наличием определенной конфликтности. Соцопросы показывают, что среди верующей молодежи имеется теоретическая готовность принять участие в конфликтах для отстаивания интересов религиозной группы. Такую готовность проявляет примерно каждый 10-ый религиозный, на его взгляд, молодой человек.

Появились примеры отрицания религиозными молодыми людьми традиций (пример отказа хоронить по устоям шариата в с.КызылСаяЗерендинского района) и духовной культуры своего народа, противопоставления себя обществу и государству, в котором они живут, желание ими, в том числе насильственными путями, изменения светского характера устройства нашей страны.

Все это, так или иначе, способствует возникновению новых форм социальной напряженности в обществе.

Причиной таких процессов в молодежной среде является следующее.

Первое. В условиях объективной ослабленности традиционных для Казахстана конфессий и чрезмерной либеральности казахстанского законодательства в религиозной сфере в течение первых 20 лет нашей независимости происходил наплыв проповедников зарубежных религиозных организаций различного толка, прежде не имевших здесь распространения. Именно тогда в общество вместе с ними проникли многие псевдорелигиозные течения деструктивного характера.

При этом, в последние годы произошла активизация деятельности деструктивных религиозных организаций и дальнейшее совершенствование ими форм и методов вовлечения молодежи в свою деятельность. Во многом успех различных деструктивных религиозных течений обеспечивался высоким уровнем агитационной и рекламно-издательской деятельности, а также хорошей финансовой поддержкой.

Второе. Молодежь в силу своего возраста оказывается беззащитной перед идеями экстремистского и террористического толка. Молодежный максимализм, желание бороться за справедливость и добро, как правило, становятся благоприятной психологической почвой для манипулирования ими экстремистами, подталкивающими молодежь на крайности в суждениях и действиях.

Третье. Низкая правовая и религиозная грамотность молодежи. Молодежь в поисках духовно-моральных ценностей и основ своего существования попадает в идеологические сети преступных элементов, в том числе международного масштаба. Молодежи трудно объективно оценить различия в трактовках содержания религиозных учений и всю опасность, исходящую от идеологов религиозного экстремизма.

Четвертое. Развитие информационных технологий увеличивает риск подверженности молодежи к радикальным идеям экстремистских и террористических организаций через глобальный и, по сути, безграничный Интернет. На сегодня для молодежи основным источником «познания» является Интернет, который умело используется радикалами для вербовки в свои ряды молодежи.

Таким образом, все эти факторы на фоне экономической и социальной нестабильности во всем мире еще более увеличивают риск вовлечения молодежи в данные организации.  

Сегодня можно сказать, что идеологи экстремизма и терроризма, используя религию и вооружившись специфичными средствами религиозной риторики, сумели оказать деструктивное влияние на умы определенных слоев нашего населения. В этом смысле, молодежная среда как особая группа общества, отличающаяся наибольшей социальной активностью, с присущей ей особой восприимчивостью к идеологическому влиянию, стала удобной мишенью для деструктивной религиозной пропаганды.

Следует констатировать, что имеет место проникновение в страну чуждой, имеющей явный или скрытый деструктивный потенциал, религиозной идеологии. На этом фоне, наиболее опасными становятся проявления со стороны некоторой части верующего населения крайней формы агрессии и радикализма, обусловленных категорическим неприятием устоявшейся системы общественных отношений.

Как правило, в борьбе за справедливость, молодежь идет на очевидные крайности. Так, например, нас не может не волновать то обстоятельство, что такие экстремистские и террористические организации, как: «Хизб-ут-Тахрир», «Джамагат моджахедов Центральной Азии», «Джундаль-Халифат», «ТаблигиЖамагат» в основном состоят из представителей молодежи. Следует, с сожалением отметить, что экстремистские идеи этих организаций все же сумели проникнуть в души отдельных наших сограждан.

Большие группы молодежи отмечаются в радикальных такфиристских, джихадистскихджамагатах, основанных на фундаменталистских воззрениях салафитского течения.

В отдельных регионах страны наблюдается концентрация потенциальных очагов религиозного экстремизма. Увеличилось число молодых граждан, в силу определенных религиозных предубеждений противопоставляющих себя общественным устоям и традиционным ценностям.

Участились случаи выявления преступлений на религиозной почве, в том числе религиозного экстремизма и терроризма со стороны последователей радикальных религиозных течений. Серия попыток совершения террористических актов в западных областях страны, выявление правоохранительными органами и специальными службами подпольных экстремистских группировок, судебные процессы над их членами вполне могут быть свидетельствами этих процессов. Более того, обманутые идеологами экстремизма и терроризма, некоторые представители нашей молодежи стали выезжать в горячие точки для участия в так называемой «священной войне». По сути, идет подрыв основ общества, ломка судеб сотен наших казахстанских граждан.

В последнее время периодически появляется информация о гражданах Казахстана, участвующих в боевых действиях на территории других стран. Об этом свидетельствуют тревожные сообщения в СМИ. Резонансность этих событий также отразилась в социологических исследованиях, проведенных Международным центром культур и религий АДР в 2013 году. На вопрос: «Слышали ли Вы о добровольцах из Казахстана, воюющих на фронтах Сирии?», более 40% молодежи дали положительный ответ.

В молодежной среде четко проявились три позиции:

– первая: «осуждающего характера», утверждающего, что это «представители радикального, фундаменталистского направления», «представители криминальных групп, бандиты и уголовники» (32,6%);

– вторая: «сочувствующие/пытающиеся понять», полагающие, что это – «обычные люди, у которых нет работы, денег, перспектив», «это люди, попавшие под влияние криминальных групп и людей» (39,3%);

– третья – «затруднившиеся ответить» (24,3%).       

Нельзя не отметить, что в молодежной среде присутствуют и те, кто считают, что участники террористической деятельности в Сирии – это истинные мусульмане, вставшие на защиту ислама. Их доля составляет около 5% опрошенных.

Из компетентных источников 300 человек, граждан РК, выехали в Сирию для участия в боевых действиях (причем с семьями), в их числе и молодые люди из Акмолинской области.

Такой разброс мнений может говорить о том, что среди отдельной части молодежи отсутствует ясное представление о сложившейся ситуации по Сирии. Это еще раз подтверждает низкую правовую и религиозную грамотность нашей молодежи.

Поэтому чрезвычайно важным и необходимым является религиозная грамотность населения. А религиозная грамотность – это знания через обучение, просвещение и литературу. Великий казахский мыслитель Абай Кунанбаев сказал в словах назидания: «Человек - дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники». Соответственно государству, т.е. нам с вами, сегодня очень важно уделять особое внимание воспитанию молодежи, созданию благоприятных условий для формирования физически и духовно здоровой и полноценной молодежной среды. Потому что только образованная, современно мыслящая, интеллектуально развитая и профессионально подготовленная молодежь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее нашей страны.

Самый эффективный метод работы с людьми, чтобы они не попали под влияние различных экстремистских течений - это грамотная и взвешенная просветительская работа. Население Казахстана, а особенно молодежь, должна быть своевременно информирована об угрозах и вызовах, которые несут в себе псевдорелигиозные течения. В частности, необходимо добиваться понимания молодежью истинных задач деструктивных религиозно-экстремистских организаций и групп, самое главное угроз, которые они несут.

Слабая информированность населения, особенно молодежи в вопросах религии, очевидно, стала основной причиной вовлечения в нежелательные религиозные объединения. Поэтому очень важно еще в школьном возрасте дать минимум религиоведческих познаний.

Работу по формированию иммунитета к религиозному экстремизму нужно начинать со школьной скамьи. В этой связи в систему образовательных школьных программ включен предмет «Основы религиоведения», а также предмет «религиоведение» включен в учебные программы всех ВУЗов страны.

Как известно, в организациях образования спецкурс по выбору «Основы религиоведения» с 2009 года введен в 9-х классах школ страны. Сегодня Комитетом по делам религий совместно с Министерством образования и науки ведется работа по совершенствованию содержания курса в части разъяснения принципов светскости государства и традиционных ценностей казахстанского общества. Планируется изменение названия курса на «Основы светскости и религиоведения».

В содержание курса будут внесены актуальные дополнения, в том числе включены значимые темы по антиэкстремистской и антитеррористической пропаганде. Планируется подготовка более системной, полной программы месячного курса повышения квалификации преподавателей.

На сегодня государственные органы проводят широкую информационно-разъяснительную работу по актуальным вопросам религиозной сферы Казахстана, развивают диалог между представителями различных религий.

В рамках реализации Государственной программы противодействия религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы, с целью разъяснения основ государственно-конфессиональных отношений, повышения правовой и религиозной грамотности населения управлением по делам религий (далее управление) в 2013 году созданы и осуществляют свою работу 20 информационно-пропагандистских групп в сфере религий (далее ИПГ). Из них 1 областная (при управлении по делам религий) и 19 региональных (при городских и районных акиматах). В состав этих групп вошли представители государственных и правоохранительных органов, руководители традиционных религиозных конфессий, учителя, преподающие основы религиоведения, лидеры общественного мнения и т.д.

         Всего за 2014 год данными группами проведено 726 различных мероприятий с общим охватом 32 960 человек. Их них: 1 конференция, 63 круглых стола, 56 семинаров, 212 лекций, 209 встреч и 185 мероприятий другого характера (диалоговые площадки, тренинги, интеллектуальные викторины и т.д.).

                К примеру, 18 апреля управлением проведена конференция «Религия и молодежь», посвященная вопросам толерантного воспитания молодых людей, формированию у них устойчивого иммунитета по неприятию идеологии деструктивных религиозных течений и привития им чувства уважения к традиционным ценностям народов Казахстана. В конференции приняло участие 570 человек (студенты ВУЗов и ТиПО).

         В целом, мероприятиями, проведенными членами ИПГ, охвачены все основные целевые аудитории: учащиеся школ, студенты ТиПО и ВУЗов, государственные служащие, верующий джамагат и осужденные.

         В сентябре 2014 года открыт сайт управления по делам религий, где можно найти интересующую информацию в сфере религиозных организаций (списки запрещенных сайтов экстремистского характера, списки запрещенных религиозных организаций и др.)

С целью изучения проблем в религиозной сфере Постановлением акимата области при управлении по делам религий в декабре 2013 года создано Коммунальное государственное учреждение «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений в Акмолинской области» (далее КГУ).

        По вопросам информирования о деятельности нетрадиционных религиозных течений и предупреждения их влияния на молодежь, специалистами управления и КГУ лекционными занятиями охвачено 1522 учащихся школ и студентов колледжей г.Кокшетау, 1708 студентов четырех высших учебных заведений города Кокшетау. Во втором полугодии, в мероприятия, проведенные специалистами КГУ, вовлечены 187 человек, представителей маргинальной молодежи из числа безработных, наркозависимых, алкогольнозависимых, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних в Егиндыкольском, Астраханском, Атбасарском, Жаксынском районах и г.г.Кокшетау и Степногорск.

 Результатом проведения подобных мероприятий среди маргинальной молодежи, как правило, зачастую остающейся без внимания общества,   наряду с профилактикой распространения нетрадиционных религиозных течений, является создание совместно с правоохранительными органами единого списка   наиболее проблемных молодых людей.

   Профилактической работой охвачены и студенты коренной национальности, проходящие подготовку к ЕНТ в стенах Кокшетауского государственного университета им.Ш.Уалиханова по гуманитарному обмену из Китая, Узбекистана, Монголии, так как большая часть из них практикующие мусульмане.

В ходе информационно-пропагандистских мероприятий, члены ИПГ стараются разъяснить молодым людям, что, имеющие яркую, но обманчивую внешность воина, спасителя веры и сверхчеловека террористы на самом деле являются антигероями. Это озабоченные самыми низменными интересами обогащения, жаждой власти над людьми, лишенные подлинной духовности малодушные люди, а зачастую – психически больные субъекты.

Любая религия, в том числе ислам, не ограничивает стремления человека к познанию. Поэтому молодым людям нужно научиться дорожить своей юностью и временем, необходимо приложить максимальные усилия в получении образования и знаний по отраслям жизнедеятельности.

Важно знать, помнить и почитать традиции своего народа. Казахская кочевая культура отличалась от других типов культур своей демократичностью. Ислам никогда не противопоставлялся другим верованиям или устоям и традициям общества. Наши предки, будучи вполне сознательными и осведомленными в вопросах веры, в то же время не превращали религию в формальную догму.

Молодым людям следует быть предельно внимательными и осторожными в выборе духовных наставников. Не принимать слепо призывы лжепроповедников, взвешенно и рационально обдумывать свои действия и шаги, преломлять их через призму законности и общественных норм поведения и морали.

Комитетом по делам религий в рамках реализации Госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы в целях повышения религиозной грамотности населения и контрпропаганды радикальных идей создан культурно-просветительский Интернет-ресурс «E-islam»; организована работа круглосуточной и бесплатной «Горячей линии-114», куда можно позвонить и получить ответ на интересующий вас вопрос в сфере религиозных отношений.




Комментариев нет
502 просмотров
Автор: b075skobilim
Добавлено: 31.07.2019 в 23:34

Возможно вас заинтересует...!